Ильюшин Сергей Владимирович

Родился в деревне Дилялево Вологодской области.

В книгах, которые заполнялись священнослужителями приходской церкви Покрова на Сяме, обнаружилось, что предки С.В. Ильюшина издавна хозяйствовали на вологодской земле. Документы позволили проследить историю рода до XVII века.

Одна из ветвей рода, семья Владимира Ивановича Пупикова-Илюшина и Анны Васильевны, из соседней с Дилялево деревни Гриденской, была обычной многодетной крестьянской семьёй, вырастившей пятерых сыновей и двух дочерей.

Начало 1894 года ознаменовалось для семьи сразу двумя примечательными событиями. 21 января сыграли свадьбу старшего сына, 23-летнего Василия Владимировича Илюшина, а 18 (по новому стилю 30) марта на свет появился последний, десятый, ребёнок, сын Сергей. Отцу семейства к тому времени было почти 47 лет, а матери шёл 43-й год. Именно Сергею Владимировичу Ильюшину было суждено прославить свой род, став авиаконструктором с мировым именем, трижды Героем Социалистического Труда (только 16 человек были удостоены этого высокого звания трижды), академиком АН СССР, генерал-полковником, лауреатом Государственной премии СССР, Ленинской и семи Сталинских премий, кавалером восьми орденов Ленина, орденов Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Суворова I и II степеней и многих других наград.

Сергей Владимирович 15 лет ушёл на заработки. Так поступала половина односельчан. Рано покинули отчий дом и его старшие братья, «потому как хлеба своего не хватало».

Где только не довелось ему поработать до призыва на военную службу. С мая 1909 года Сергей трудился на фабрике в селе Яковлевском под Костромой. Но работа оказалась не по силам, и подросток через 2 месяца вынужден был её оставить. Затем на фабрике в Иваново-Вознесенске был чернорабочим, копал землю на строительстве дороги в имении купца Н.А. Волкова в Осаново под Вологдой, чистил сточные канавы на красильной фабрике в Петербурге, косил по найму сено. Вместе с земляками в 1910 году равнял поле и рыл канавы на Коломяжском ипподроме под Санкт-Петербургом, когда тот срочно приспосабливали под аэродром для демонстрации достижений авиации на Первой российской авиационной неделе, состоявшейся в сентябре 1910 года. На ней увидел лётчиков Уточкина и Лебедева. Именно тогда у Сергея и «появилась огромная любовь к авиации».

С Невских берегов судьба забросила юношу на Дальний Восток, на строительство Амурской железной дороги, где он в 1911-1912 годах был чернорабочим, смазчиком букс, табельщиком. В 1913 году по приглашению брата Степана он переезжает в город Ревель (ныне Таллинн) на строительство судоверфи Русского Балтийского общества. Брат служит десятником, а Сергей работает кочегаром и помощником машиниста одного из первых в России экскаваторов.

По возвращении из Прибалтики Сергей Владимирович был призван на военную службу. 17 февраля 1915 года он получил назначение учеником в писарский класс при управлении начальника Вологодской местной бригады, 21 марта 1916 года рядовой Ильюшин выдержал испытание на степень подготовки к писарским обязанностям. Известно, что он «очень красиво писал» и всегда этим гордился.

Вскоре ему представилась возможность попасть в авиацию. 13 мая 1916 года его, по личной просьбе, откомандировали в Петроград на тот самый Комендантский аэродром, где он равнял землю, в распоряжение старшего районного приёмщика Управления военно-воздушного флота. Здесь он служил ангарным, авиамотористом, механиком и браковщиком по приёмке аэропланов.

За время военной службы к начальному образованию, полученному в Березниковской земской школе, и среднему, освоенному самостоятельно, экстерном, добавляется специальное – курс солдатской школы лётчиков-механиков Всероссийского императорского клуба.

С.В. Ильюшин писал: «Став лётчиком, я по-прежнему вынужден был заниматься лишь техническим обслуживанием самолётов… Но теперь я уже твёрдо знал, что отныне вся моя жизнь принадлежит авиации».

После демобилизации в 1918 году он возвратился в Дилялево навестить родных, после чего поехал в Вологду, где встретил знакомого, работавшего в совнархозе. С.В. Ильюшин так описывает эту встречу: «…сказал ему: «Еду определяться в авиацию». Он мне ответил: «Приходи к нам, здесь ты нужнее, работы уйма». Уговорил он меня, и я поступил в Вологодский Совет народного хозяйства».

На службу в хозяйственный подотдел коммунального отдела Вологодского объединённого (города и уезда) Совета народного хозяйства он поступил 7 октября 1918 года не один, а вместе с братом Степаном. Сергей возглавил секцию муниципализации городского имущества, а Степан – учётно-реквизиционную секцию.

Степан (Стефан) был старше Сергея на 6 лет и опекал младшего брата. В трудовой биографии обоих значатся и участие в строительстве Амурской железной дороги, и строительные работы в Ревеле. Кроме того, Степан Владимирович провёл 2 года в административной ссылке в Восточной Сибири, куда был выслан за участие в революционном движении 1905 года в городе Либаве (Лиепае). Состоял в партии интернационалистов. Военную службу по призыву проходил в 1908-1911 годах в Петербурге полковым каптенармусом. Во время Первой мировой войны в 1914-1917 годах служил по мобилизации в 90-м Онежском пехотном полку. За время службы прошёл курс учебной команды пехоты, был удостоен знака «За отличную стрельбу» III степени и чина старшего унтер-офицера. На родине в декабре 1917 года организовал Березниковский волостной исполнительный комитет Совета депутатов и до середины 1918 года был его председателем.

24 октября 1918 года заведующий коммунальным отделом обратился в президиум Совета коммунального хозяйства с просьбой Следующего содержания: «По декрету Совета народных комиссаров ни в одном из отделов не имеют права служить родственники. В моём отделе служат два брата Ильюшины. Оба – необходимые и опытные работники в своих отраслях, а поэтому я прошу …оставить обоих в означенных должностях». Однако уже через месяц, 12 декабря 1918 года, Сергея Владимировича назначили заведующим отделом промышленности. Энергичный и деятельный заведующий немедленно представил план реанимации городских предприятий. В качестве первоочередной он выдвинул задачу возобновления работы всех кирпичных заводов и создание артелей по производству кирпича ручным способом. Артельщиков предложил нанять в соседних Ярославской и Костромской губерниях, так как местные рабочие выдвинули неприемлемые условия найма – ежедневное снабжение фунтом мяса и тремя фунтами хлеба (фунт – 409,5 г), что для скудной городской казны того времени было слишком обременительно. Работу бывших частных лесопильных заводов рекомендовал приостановить до снижения цен на нефть, а работавший на опилках Григорьевский лесопильный завод пустить в две смены.

Вскоре Сергея Владимировича назначили заведующим отделом сооружений, но и в этой должности он служил недолго. В стране шла Гражданская война. В списке служащих отдела, подлежащих призыву, он значится первым.

Ещё один интересный документ проливает свет на личность молодого руководителя. Это коллективное заявление техников отдела сооружений в президиум Совета коммунального хозяйства от 7 мая 1919 года за шестью подписями: «Вследствие включения в список мобилизованных от Союза городских рабочих и служащих председателя Союза и заведующего отделом сооружений товарища Сергея Ильюшина, мы, нижеподписавшиеся, просим Президиум Совета принять все возможные меры для оставления товарища Ильюшина на его ответственном посту.

«Сознавая всю необходимость сосредоточить в данный момент лучшие силы для борьбы на Восточном фронте, мы, тем не менее, просим поддержать наше ходатайство, так как деятельность товарища Ильюшина как организатора и работника на общественном посту, так и на должности заведующего отделом сооружений, мы считаем настолько необходимой, что с уходом его на фронт, тыл, организация которого также является важным условием в переживаемый момент, понёс бы существенную потерю…».

Но фронт нуждался в специалистах. Просьба об отсрочке от призыва до 1 ноября 1919 года, то есть до конца строительного сезона, была отклонена. Вологодский уездный военный комиссариат предписал сдать все дела. В июне 1919 года Сергей Ильюшин был направлен в действующую армию механиком.

В 1926 году окончил военно-воздушную академию имени Н.Е. Жуковского и впоследствии стал генеральным конструктором разных типов самолётов под общим названием Илы. Он писал: «Когда работает большой коллектив, почему присваивают машине имя одного человека? С моей точки зрения, это правильно, потому что, прежде всего, конструктор несёт ответственность за своё детище».

А «детищ» у Сергея Владимировича было немало: более пятидесяти типов самолётов, в том числе и штурмовики (Ил-2, Ил-10), и бомбардировщики (Ил-4, Ил-28), нагонявшие ужас на фашистов во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, и комфортабельные и надёжные в эксплуатации пассажирские самолёты (Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ил-62 и другие).