История ЗАО «ВПЗ»

«…После завершения строительных работ предприятие в городе Вологде по своим масштабам станет третьим среди подобных ему в СССР. Среди же специализирующихся предприятий, выпускающих шариковые подшипники, ему не будет равных в Европе».

(газета «Правда» от 2 января 1971 года)

Закрытое акционерное общество «Вологодский подшипниковый завод» — крупнейшее предприятие российской подшипниковой промышленности, основан в 1967 году. Завод производит около 20% от всего объема выпускаемой товарной продукции подшипниковых предприятий России. Номенклатура завода — это более 1700 базовых типоразмеров шариковых и роликовых подшипников радиальных, радиально-упорных, упорно-радиальных и упорных,  велосипедных.

Продукция предприятия поставляется для различных отраслей промышленности — автомобильной, электротехнической, станкостроительной, металлургической, сельскохозяйственного машиностроения, военно-промышленного и топливно-энергетического комплекса.

Завод является основным поставщиком подшипников для таких предприятий как АвтоВАЗ, ГАЗ, ОАО «Автодеталь-Сервис», КамАЗ, МАЗ, ЗАЗ. Вологодские подшипники применяются практически во всех моделях автомобилей, выпускаемых этими предприятиями. Также  продукция поставляется на экспорт таким известным предприятиям, как «Uz-DAEWOO», «John Deere», «Polaris», «Eaton», «Tean Industries» .

Завод имеет сеть торговых домов «Вологодские подшипники» . Сейчас торговые дома действуют в Москве, Вологде, Воронеже, Днепропетровске, Екатеринбурге, Красноярске, Самаре, Санкт-Петербурге, Саратове, Тольятти, Усть-Лабинске (Краснодарский край), Харькове, Челябинске, Перми, Ижевске,  Нижнем Новгороде,  Минске, Запорожье.

Проектная мощность предприятия более 100 млн. подшипников в год.

Собственностью общества является работающая на газе котельная. Ее мощности по производству горячей воды и пара не только полностью покрывает потребности производства, но и в значительной мере позволяет использовать их для снабжения города горячей водой и теплом. Находящиеся в собственности объекты системы водоснабжения позволяют использовать для производственных целей техническую воду, сокращая при этом себестоимость выпускаемой продукции.

4 февраля 1967 года Совет Министров СССР принял Постановление №102 о строительстве в Вологде 23-го Государственного подшипникового завода для обеспечения комплектующими изделиями Волжского автомобильного завода. Именно эту дату следует считать первой вехой в истории будущего предприятия.

21 февраля 1967 года была создана дирекция строящегося ГПЗ-23. Директором будущего завода назначен Фёдор Яковлевич Федулов.

В апреле 1967 года открыт машиностроительный техникум, который с тех пор и по настоящее время готовит кадры для завода.

5 августа 1967 года экскаватором был вынут первый ковш грунта на месте будущего ГПЗ-23. Строительство началось. По этому поводу состоялся митинг.

В 1968 году были созданы и укомплектованы отдел капитального строительства под руководством заместителя директора по капитальному строительству А.Г. Трепакова, служба механика и энергетика (руководитель И.И. Жаворонок), технический отдел и группа конструкторов во главе с В.Ф. Никерясовым. Рабочих стали направлять на родственные предприятия для обучения. Один за другим вступали в строй производственные объекты, и первым из них стал цех нестандартного оборудования. Параллельно шло строительство микрорайона, и вскоре в новые дома въехали первые новосёлы – строители завода.

1968-69 года. В административном здании предприятия разместился ряд строительных управлений и служб, дирекция строящегося ГПЗ, столовая. Начали работать ремонтные мастерские. К заводу пролегла железнодорожная колея.

В октябре 1969 года распахнулись двери заводского учебного корпуса – училища профессионально-технического образования №28, в мастерских которого в январе 1970 года создали учебно-производственный цех. Первых рабочих для завода – 136 человек – профтехучилище выпустило в 1971 году. К этому времени строители и монтажники завода вступили в завершающую фазу работ. Определился первый пусковой комплекс сооружений, которые должны были вступить в строй в конце года.

В октябре 1970 года начала работу котельная, затем на стройплощадку пришли вода и электроэнергия. 25 ноября 1970 года во втором шлифовальном цехе северной зоны главного корпуса начался монтаж технологического оборудования. В декабре 1970 года был пущен первый комплекс первой очереди завода и начался выпуск продукции.

1 января 1971 года подписан приказ по Министерству автомобильной промышленности о вводе в эксплуатацию первой очереди 23-го ГПЗ в Вологде.

26 января 1971 года – официальная дата выпуска первого вологодского подшипника. Именно этот день считается отправной точкой для продукции, ныне известной как продукция под маркой ВПЗ (VBF).

Начиная с февраля 1971 года Вологодский ГПЗ стал регулярно отправлять продукцию автозаводу в город Тольятти. В сентябре 1971 года выпустил первый миллион подшипников. Завод наращивал выпуск продукции, увеличивал номенклатуру, улучшал качество подшипников.

Уже в 1975 году 13 типам подшипников ГПЗ-23 присвоен государственный Знак качества, заводскую аттестацию прошли 18 типоразмеров подшипников.

12 марта 1981 года Государственный подшипниковый завод №23 за большие производственные успехи в выполнении заданий десятой пятилетки, освоение и выпуск прогрессивных конструкций подшипников для народного хозяйства получил свою первую награду – орден Трудового Красного знамени.

26 декабря 1993 года – открытие ДК ПЗ. В 1994 году в микрорайоне ПЗ торжественно открыт бассейн «Голубая лагуна». Тогда же здесь прошли первые соревнования.

В 1994 году руководством завода принято решение о введении в действие документов системы качества АО «Вологодский подшипниковый завод». В 1995 году на заводе была внедрена международная система менеджмента качества, которая развивалась и совершенствовалась все последующие годы.

В 1995, 1997, 1998 годах завод награжден Дипломом “Лучший менеджер по качеству”, за выдающийся вклад руководства и коллектива предприятия в повышении конкурентоспособности продукции, выразившийся в создании и функционировании системы качества на основе стандартов ISO серии 9000 Санкт-Петербургским клубом менеджеров.

1999 год — Национальным фондом “Российская марка” и Российским союзом промышленников и предпринимателей подшипники качения ЗАО “ВПЗ” диаметром от 8 до 480 мм признаны лучшим российским товаром с предоставлением права маркирования продукции Золотым знаком качества “Российская марка”.

В 1999 году завод стал финалистом Всероссийского конкурса “Лучшие Российские предприятия” в номинации “За эффективную экологическую политику”.

2000 год. По итогам эффективной совместной работы и качества поставок продукции в 1999- 2000 гг. Заволжским моторным заводом вручен Диплом лауреата конкурса “Лучший поставщик”.

По результатам работы в 2000 году Волжским автомобильным заводом (АвтоВАЗ) ЗАО «ВПЗ» вручен Диплом “Лучший поставщик”. По итогам работы в 2000 году “За высокоэффективную деятельность по развитию машиностроения” вручен Диплом победителя Всероссийского конкурса “100 лучших предприятий и организаций машиностроения России ХХI века”.

2001 год — По результатам работы в 2001 году ЗАО “ВПЗ” стало участником международной программы “Партнерство ради прогресса” с вручением сертификата и особой награды “Золотой эталон”. Директор ЗАО “ВПЗ” удостоен звания Директор-2001 с вручением Большой Золотой медали и Диплома за применение современных методов делового администрирования.

2002 год — Постановлением Губернатора Вологодской области №140 от 26.04.2002 ЗАО “ВПЗ” награжден Дипломом III степени за третье место по результатам первого межотраслевого конкурса “Экологически чистое предприятие области”. Система менеджмента качества ЗАО “ВПЗ” сертифицирована немецким обществом по сертификации на соответствие требованиям международных стандартов.

2003 год — Система менеджмента качества ЗАО “Вологодская подшипниковая корпорация” и ЗАО “ВПЗ” сертифицирована немецким обществом по сертификации (DQS) на соответствие требованиям международных стандартов ISO 9001:2000, ISO/TS 16949 : 2002.

2004 год— “1000 лучших предприятий и организаций России — 2004” ЗАО “ВПЗ” вручены медаль и Диплом за эффективную деятельность, высокие показатели и стабильную работу в 2004 году.

В 2004 ЗАО “ВПЗ” вручены медаль и Диплом за эффективную деятельность, высокие показатели и стабильную работу.

2005 год — В феврале ЗАО “ВПЗ” получило сертификат соответствия на серийное производство радиальных подшипников с короткими цилиндрическими роликами для букс подвижного состава железнодорожного транспорта.

2006 год — В апреле система менеджмента качества ЗАО “Вологодская подшипниковая корпорация”, ЗАО “Вологодский подшипниковый завод” сертифицирована (ресертификация) немецким обществом по сертификации систем управления (DQS) на соответствие требованиям международных стандартов ISO 9001:2000, ISO/TS 16949:2002 .

В июне 2007 года решением конкурсной комиссии Вологодской области по проведению регионального этапа конкурса Программы “100 лучших товаров России” продукция ЗАО “ВПЗ” определена в качестве Лауреата регионального этапа конкурса.

2008 год —  Предприятие сертифицировано на соответствие требованиям на право допуска к поставкам на предприятиях Группы ГАЗ (Сертификат до 01.10.2009).

2009 год — Управление труда и социального развития по муниципальному образованию «Город Вологда» Вологодской области наградило ЗАО «ВПЗ» Дипломом II степени за участие в городском смотре – конкурсе «Лучшая организация работы в сфере охраны труда» номинация «Производственная сфера».

РУКОВОДИТЕЛИ ЗАВОДА

21 февраля 1967 года была создана дирекция строящегося ГПЗ-23. Директором будущего завода назначен Фёдор Яковлевич Федулов.

1 января 1982 года директором ГПЗ-23 назначен Константин Дмитриевич Мавромати.

14 апреля 1983 года директором ГПЗ-23 назначен Виктор Иванович Сапожников.

16 декабря 1989 года директором ГПЗ-23 избран Александр Исаакович Эльперин.

8 июня 1996 года председателем Совета директоров избран Александр Исаакович Эльперин.

10 июня 1996 года директором акционерного общества «Вологодский подшипниковый завод» избран Александр Львович Мельников.

18 августа 2005 года директором ЗАО «ВПЗ» избран Алексей Александрович Мельников.

Ежегодно осваиваются новые виды продукции, расширяются рынки сбыта, повышается техническая оснащённость производств, решаются социальные вопросы, что позволяет ЗАО «ВПЗ» рассчитывать на высокие темпы дальнейшего развития и удерживать позиции лидера в отрасли по всем показателям.